Психолог рекомендует

Текст

5 советов родителям, узнавшим что ребенок – аутист

Ваши подозрения подтвердились, и у ребенка действительно расстройство аутистического спектра. Что делать в первую очередь?

Как не потерять драгоценное время? С чего начать работу и реабилитацию?

Помогут ли лекарства?

Мы постарались подготовить алгоритм самых первых

 действий родителей детей-аутистов.

  1. Не пропустите тревожные признаки

    Еще до постановки точного диагноза важно не упустить время и начать раннее вмешательство. Чем раньше родители обратят внимание на первые симптомы у ребенка, указывающие на возможное расстройство аутистического спектра, тем быстрее и эффективнее может быть оказана помощь. Вот некоторые из возможных признаков-ориентиров для обращения к специалисту: звуки, одинаковые во всех ситуациях (голод, злость, интерес, раздражение, радость), нежелание тактильного контакта, отстранение во время объятий и ласк, нежелание продлить тактильный контакт, отсутствие ответной улыбки и контакта глазами, пониженная чувствительность к боли, необычная привязанность к предметам, агрессия.

Психологи отмечают: «Первое – это абсолютно любые грубые сложности в коммуника-

ции с ребенком. Он не улыбается в ответ, когда мама или бабушка на него смотрят. Он не отвечает глазами: если маленькому ребенку просто посмотреть в глаза и улыбнуться, он сразу же глазками в глазки посмотрит и тоже начнет рожицы строить. Этого у ребенка с аутизмом вы не увидите. У ребенка с аутизмом не будет правильно формироваться речь и даже звуки, которые ей предшествуют. Любая мама к двум месяцам знает: вот он захныкал, потому что живот болит, вот проснулся, вот ему скучно, вот на ручки хочет, потому что эти звуки – предшественники речи. Если звуки непонятные и всегда одинаковые, это повод, чтобы начать искать специалистов хотя бы для первичной диагностики».

  1. Убедитесь, что диагноз верный

    В международной практике диагноз «аутизм» ставит не один врач, а группа специали-

стов, чтобы исключить возможную ошибку. Если вам как родителю кажется, что есть повод для беспокойства, не тяните и покажите ребенка специалистам. Комплексная диагностика аутизма может включать в себя: наблюдение ребенка и его взаимодействия с людьми и предметами в разных обстановках, физический осмотр, психологические тесты, генетическое исследование, неврологическое исследование, оценку речи и сенсомоторики, оценку когнитивных способностей, историю семьи. Сам диагноз может быть поставлен в психоневрологическом диспансере. Как утверждают психологи: «Аутизм – это

не заболевание, а синдром. И к такому синдрому приводят разные причины, иногда это ге-

нетическое заболевание, иногда оно связано с тем, что у ребенка в организме не усваиваются или не образуются нужные аминокислоты. И такому ребенку срочно их нужно компенсировать, но не на глаз. И если есть у родителей финансовая и территориальная возможность обратиться к генетикам и получить помощь, лучше это сделать, убедиться, что нет генетического синдрома, и спокойнее жить дальше. Потому что часть генетического аутизма лечится, когда корректируется метаболизм». На постановку диагноза уйдет некоторое время. Аутизм – диагноз, который невозможно поставить за одно посещение врача. Для постановки точного диагноза лучше всего обратиться в организации системы ранней помощи и профильные центры. При отсутствии в вашем городе специализированного центра раннего вмешательства, первым шагом к постановке диагноза станет первичное посещение терапевта и получение направлений к следующим специалистам.

Опасность неточной диагностики может привести к тому, что вместо аутизма у вашего

ребенка будут «выявлены» перинатальная энцефалопатия, гиперактивность, церебральный паралич, органическое поражение мозга, алалия с последующим «лечением».

  1. Обратитесь к психотерапевту, психиатру сами

      Новость о том, что у ребенка диагностировано расстройство аутистического спектра,

травматична. Это стресс, с которым большинство родителей не в состоянии справиться са-

мостоятельно. И здесь действует правило, применяемое в самолете: «Наденьте маску сначала на себя, потом на ребенка». Мама, изо всех сил желающая помочь своему ребенку (реабилитироваться, социализироваться, приобрести полезные навыки), в первую очередь должна помочь самой себе: принять эту новость и научиться поддерживать себя в ресурсном состоянии. Лучше всего с этой задачей может помочь справиться хороший психотерапевт.

Если ребенку поставили любой тяжелый диагноз – аутизм, онкологию, детский цере-

бральный паралич – первое, что нужно сделать родителям – обратиться к психологу. Он научит родителей поддерживать свое душевное состояние, чтобы помогать ребенку. Без психологической помощи родители очень быстро или выгорят, или дойдут до невроза и не смогут помогать ребенку так долго, как это нужно. А ребенку с аутизмом нужно помогать годами и десятилетиями, это фактически будет вторая работа. Если мама утонет в депрессии, ребенок утонет вслед за ней. А избежать депрессии при таком диагнозе практически невозможно. Сверхважно, чтобы мамы шли к психологу.

Когда мама напряженная и напуганная, ребенок пугается еще больше сам.

  1. Найдите родителей детей-аутистови нужных специалистов в городе

      В первую очередь, знакомство с другими родителями необходимо для поддержки и по-

нимания, что вы не одни такие. В пространстве людей, переживающих схожую с вашей ситуацию, проще сориентироваться, поделиться страхами, переживаниями, поговорить по душам. Еще одна задача, которую решает сообщество родителей, – поиск и проверка информации.

Терапия при аутизме всегда комплексная. В подборе оптимальных методов и выстраи-

вании определенного алгоритма действий в идеале должны быть задействованы сразу не-

сколько специалистов: психолог, эрготерапевт, арт-терапевт, дефектолог, педагог, физический терапевт. Невозможно выстроить программу терапии, универсальную для всех аутистов. В каждом отдельном случае это будет индивидуальный комплекс. На наблюдение и разработку методов терапии может уйти от нескольких месяцев до нескольких лет. Есть такая специальность – эрготерапия, которая у нас в стране крайне редко представлена, к сожалению. Мы адаптируем среду под развитие ребенка, убирая из нее лишние, мешающие факторы.

Что еще нужно ребенку с аутизмом – это грамотная физическая терапия, лечебное движение. Через движение ребенок будет лучше чувствовать свое тело, через ощущение своего тела мы вообще познаем мир. Очень часто у ребенка с аутизмом исходно нарушена эта способность воспринимать свое тело правильно. То, что мы называем «образ тела» или «образ движения». Физический терапевт научит ребенка лучше ощущать свое тело. Это положительно скажется на восприятии мира. Иногда качество того, как ребенок ходит, прыгает и бегает, отражается на качестве речи.

Комплекс того, что ребенку поможет нормально развиваться, – это, как правило, воздействие на тело, разные формы лечебного движения, адаптация среды и иная структура обучения. И самое главное – научить ребенка контролировать свой стресс.

  1. Обеспечьте себя проверенной информацией

      К сожалению, далеко не в каждом городе есть возможность получения профессиональной, квалифицированной терапии и помощи как родителям детей-аутистов, так и самим детям. И в этом случае родителям придется самостоятельно погрузиться в вопрос и изучать его по мере сил. Главное правило: информация должна быть проверенной и качественной. На сайтах ведущих российских фондов, занимающихся вопросами аутизма, собрано огромное количество статей, ссылок, методов, наблюдений.

Как гаджеты вредят интеллекту дошкольников

Чем больше времени ребенок проводит с играми в смартфоне, за просмотром мультфильмов по телевизору или с компьютерного экрана, тем хуже развивается его интеллект. Это показали результаты исследования динамики развития двухлетних, трехлетних и пятилетних детей.

     Выводы сотрудников канадского Университета Калгари опубликовал журнал JAMA Pediatrics. Влияние гаджетов на интеллект исследователи

изучали в течение трех лет. В эксперименте участвовали около 2500 детей, из них половина – мальчики. Согласно данным исследования, чем больше времени дети проводили перед экраном в возрасте двух и трех лет, тем худшие результаты они показывали при скрининговом тестировании. На когнитивное развитие мозга может напрямую влиять яркий свет экрана, интенсивность которого меняется во время игр. 

      Наибольшее количество времени перед экраном проводили трехлетние дети: в среднем 25 часов в неделю. В два года среднее время составило 17 часов, а в пять лет – 10,8 часа. Таким образом, достаточно, чтобы ребенок смотрел мультики и играл в игры в общей сложности два или три часа в день, чтобы это повредило его умственному развитию, познавательным способностям. Авторы публикации подчеркивают, что дети, которые проводят много времени с гаджетами, могут отставать и в физическом развитии.

      Ученые рекомендуют родителям ограничивать время взаимодействия детей с экраном – не более одного часа в день, как требуют установленные нормы.

       Чрезмерное увлечение детей гаджетами приводит и к тому, что в детский сад все чаще поступают дети с задержкой речевого развития. Ведь планшет или компьютер не требует от ребенка устных ответов – ему просто незачем говорить.

Игра – естественный двигатель развития ребенка

 К сожалению, в последние десятилетия игра все больше и больше уходит из жизни маленького человека. Цифровой мир, постоянная спешка родителей  меняют мир детства почти до неузнаваемости. Наши бабушки-прабабушки сильно удивились бы, увидев, чем наполнен день современного ребенка, какие перед ним ставят задачи и как он проводит свободное время.

Привычные, столетиями отточенные детские игры, заменяют игры компьютерные. Кроме этого, время, которое раньше ребенок проводил  с игрушками дома, с приятелями во дворе или на площадке, он все чаще проводит на занятиях  раннего развития, в спортивных секциях.

       В дошкольных детских учреждениях время игры регламентировано и его осталось совсем немного, в школе – вместо игр на продленке, все чаще время заполняет так называемая проектная деятельность или разнообразные развивающие программы. В любом случае, занятия – это труд и никак не свободная игра.

       Важно родителям научиться отличать детскую игру от детских занятий, даже если они проходят в игровой форме. Пространство игры, прежде всего, свободно от последствий. И это снимает с ребенка груз тревог и напряженность, в отличие от учебных занятий.

       Есть три ключевых отличия истинной детской игры от всех других видов деятельности.

Игра- это:

  • Не работа;
  • Она понарошку;
  • Направлена на процесс, а не на результат

      Учебные занятия напротив, предполагают взамен удовольствия обязательность. В них все регламентировано и взаправду: темы, инструментарий, оценки, задания, время и место.

Таким образом, современные дети лишаются взрослыми самой важной, самой нужной и самой органичной формы времяпрепровождения - игры.

     А ведь чтобы понять ребенка, помочь ему продвигаться на личностном пути развития нужно наблюдать, как он играет. Потому что игра для ребенка, это глубокое, искреннее проживание разных ролей, ситуаций, переживаний. В игре ребенок учиться общаться, соблюдать, нарушать и создавать правила, ссорится и мириться, безболезненно погружаться в разные эмоции, отыгрывать тревожащие и невротические ситуации, излечивать себя от страхов и накопленных переживаний, фантазировать и мечтать.

Когда родителям стоит обратиться в территориальную психолого-медико-педагогическую консультацию (ТПМПК)?

Если:

  1. Ребенку трудно соблюдать опрятность и гигиену, у него   не развиты навыки самообслуживания.
  2. Ребенок не говорит или развитие речи не соответствует   возрасту.
  3. Ребенку трудно понимать и выполнять инструкции.
  4. Поведение ребенка требует постоянного контроля и помощи  взрослого
  • Если вы видите хотя бы два пункта в поведении ребенка, обратитесь в психолого-медико-педагогическую комиссию (ТПМПК)!

    Уважаемые родители!

    Помощь и рекомендации ТПМПК будут гораздо эффективнее, если вы обратились за помощью  специалистов осознанно, по своей инициативе, и готовы нести ответственность за состояние и дальнейшее развитие своего ребенка.  Не стоит отказываться от консультации специалистов  ТПМПК в угоду своего болезненного  самолюбия,  чтобы доказать окружающим: «Я хорошая мать, у меня не может быть такого  ребенка». Некоторым требуется время, чтобы принять информацию и начать действовать, а кто-то сопротивляется вплоть до средней школы. Не теряйте драгоценного времени, которое можно потратить с пользой и своевременно помочь своему ребенку!     

Помните,  что ТПМПК не ставит диагноз и не повлияет на будущее ребенка. Вы получаете рекомендации логопеда, дефектолога, психолога по поводу дальнейшего развития и обучения вашего ребенка!

Леворукий ребенок. Обучаем правильно

Чтобы снизить риск невротических реакций из-за ярлыка «левша», научите леворуких детей преодолевать  трудности,  и  не  занижайте  их  самооценку.  Помните,  что  скрывать  леворукость вредно.  В основе левшества лежит  скорость созревания мозга. Чем быстрее этот процесс,  тем больше вероятность праворукости, чем медленнее –  тем более вероятна леворукость.  Левшество часто сопровождается повышенной эмоциональностью. В этом случае жесткие  требования  взрослых  в  сочетании  с  эмоциональным  стрессом  могут  привести  к  тому,  что  ребенок  начнет  заикаться или у него появятся аллергические реакции.  Надо  следить,  чтобы  у  ребенка -левши  не  возник  эмоциональный срыв. У части левшей центр речи дублируется в левом полушарии, и срыв может привести  к конкуренции двух речевых центров. Это реализуется  в поведении как заикание. Так бывает, например, когда  родители насильно водят ребенка в кружки и секции  и не оставляют времени на занятия, которые ребенок  сам  считает  нужными.  Либо  обязывают  заниматься  дополнительно и полагают, что он недостаточно умен.  Ребенок  освобождается  от  части  нагрузок,  когда  заикается. Поэтому он усиливает эту реакцию.  Переживания леворукого ребенка могут подавить его  и без того слабую иммунную систему. Если это происходит  долго,  то  снятие  стресса  вызовет  повышенную  реакцию на нейтральный стимул, а это и есть аллергия. Как леворукость влияет на развитие. И из-за повышенной эмоциональности у леворуких детей есть вероятность  развития особых творческих способностей. Это происходит,  если нет стрессовых условий, сформировано положительное самовосприятие в процессе творчества. Ведь творчество – это возможность комбинировать разные элементы  воспринимаемой реальности, что зависит от активности  правого  полушария.  Негативное  отношение близких  к необычному в ребенке может подавить этот процесс.  Не забывайте, что запутанные и противоречивые  требования  взрослых  порождают  низкую  самооценку даже в тех случаях, когда причин для этого  нет. Изза этого от леворукого ребенка нередко можно  услышать: «Я неловкий, неуклюжий», «У меня все плохо  получается». Неудовлетворенность собой, неверие в свои  силы быстро приводят к апатии, нежеланию учиться.

Как заниматься с леворукими детьми? Леворукие дети затрудняются  писать  не  из-за  элементов  букв,  а  из-за  неготовности  ведущей руки к письму. Поэтому, когда ребенок учится  правильно держать карандаш, ручку, пытается писать,  необходимо, чтобы он выполнял эти сложные действия  ведущей рукой. Чтобы выявить леворукость, используйте  тесты М.Г. Князевой и В.Л. Вильдавского.

    Сколько работать над подготовкой руки к письму? С леворукими детьми старшего дошкольного возраста  достаточно  заниматься   один  раз  в  неделю по 20 минут.  Необходимо оптимизировать количество заданий  и операций, которые нужно освоить, учитывать индивидуальный темп работы детей, возрастные особенности  с опорой на зону ближайшего развития. 

 Как леворукость  влияет на обучение? Леворукие  дети  с  большим  трудом,  чем  их  сверстники,  определяют  правую  и  левую  стороны.  Это  влияет  на  их  обучение.  Ребенку  с  ведущей  левой  рукой  в подготовительной группе нужно учиться  правильно сидеть при письме, правильно  держать ручку, карандаш, ориентироваться  в  пространстве.  Обучаться  труднее  детям, которые одинаково владеют обеими руками, так как основная структура,  которая связывает оба полушария мозга, –  мозолистое  тело, начинает  созревать  в  семь  лет.  Если  этот  процесс  замедляется,  нарастают  признаки  леворукости.  Таким детям труднее осваивать сложные  действия,  например  письмо.  Так,  если  у детей ведущие правое ухо и левый глаз,  в  восприятии  и  обработке  информации  участвует  еще  не  созревшая  структура  мозга.

Что  объяснить  детям?

  Объясните  детям  с  ведущей  левой рукой правила посадки при письме. Они должны  сидеть прямо, не касаться грудью стола, ноги всей ступней ставить на пол, голову немного наклонять направо. 

Какие задания подобрать?

 Подбирайте задания для  леворуких детей с учетом особенностей их темперамента,  образного мышления. У них повышенная эмоциональность, которая часто сочетается с ослаблением тормозных  процессов и излишней активностью, ослаблена способность регуляции, планирования и самоконтроля. Поэтому  чаще проводите с такими детьми сюжетно-ролевые игры,  учите их соблюдать правила. Вовлекайте в подвижные  игры, давайте поручения, чтобы переключить внимание.  Отрабатывайте  с  леворукими  детьми  умение  различать  правые  и  левые  части  тела,  ориентироваться  в окружающем пространстве. Чтобы ребенок различал  правую и левую части тела, подойдут и общие упражнения: показать правую руку, потом левую и др. Всегда сажайте  леворукого ребенка  слева,  а настольную лампу  располагайте справа  от него.

ОПРОСНИК ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ   «Как определить ведущую руку у ребенка» Уважаемые родители! Этот опросник поможет вам самостоятельно определить ведущую руку у вашего ребенка. В течение нескольких дней наблюдайте  за действиями ребенка. Ответьте на вопросы.

1. Какой рукой пишет ребенок?

 2. Какой рукой рисует?

 3. Какой рукой бросает мяч?

4. Какой рукой нанизывает бусы или стучит молотком?

5. Какой рукой режет ножницами?

6.  В какой руке держит расческу?

 7. Какой рукой стирает ластиком?

 8.  В какой руке держит ложку?

9.  Какой рукой берет угощение из коробки?

10. Какой рукой держит зубную щетку?

Поставьте баллы под номерами вопросов:

– только правой: +2 балла;

 – чаще правой: +1 балл;

 – любой рукой: 0 баллов;

– чаще левой: -1 балл;

 – только левой: -2 балла.  

Результаты :

От +14 до +20 – у ребенка выраженная праворукость.

От +7 до +13 – слабая праворукость.

От +6 до -6 – одинаково владеет обеими руками (амбидекстрия).

От -7 до -13 – слабая леворукость.

 От -14 до -20 – выраженная леворукость.

Кризис трех лет

Возраст с 2,5 до 3,5 лет в психологии называют кризисом 3 лет или кризисом «Я сам».

Кризис сопровождается массой позитивных и негативных изменений в детском организме, но все трудности носят временный, преходящий характер.

В три года дети сравнивают себя с взрослыми и хотят во всем быть похожими на них. Они ожидают от семьи признания своей независимости и самостоятельности. Он не может ждать, пока вырастет – он уже сегодня, немедленно, сейчас хочет быть взрослым: «Я сам! Я сама!»…

Возросшие потребности трехлетнего ребенка не могут быть удовлетворены прежним стилем общения с ним и прежним образом жизни. Возникают противоречия между возможностями и желаниями ребенка.

Ребенок пытается любой ценой завоевать самостоятельность и самоутвердиться, разными путями выражая протест против зависимости от родителей, настаивает на равноправии. Он бурно реагирует на оценки, становится злопамятным и обидчивым, начинает хитрить.

Три года – это тот рубеж, на котором заканчивается раннее детство и начинается дошкольный возраст. В это время происходит очень важный для ребенка психический процесс: это первое яркое выражение своего «я».  Ребенок начинает отделять себя от мира взрослых и вступает в самостоятельную жизнь. Без психологического отдаления от родителей ребенку сложно будет найти себя в этой жизни, выработать механизмы психологической адаптации и гибкого поведения в различных ситуациях.

Ребенок не понимает, что с ним происходит, не может оценить свое поведение, регулировать свои поступки и выражение эмоций. Становится упрямым, капризным, вздорным.

Не надо пугаться! Это не отрицательный показатель. Напротив, яркое проявление кризиса говорит о том, что в психике ребенка сложились все возрастные новообразования для дальнейшего развития его личности.

Симптомы кризиса:

- Негативизм – стремление все сделать наоборот, вопреки всем требованиям и просьбам взрослых.

- Упрямство – ребенок настаивает на своем не потому, что ему этого сильно хочется, а потому, что он этого потребовал.

- Строптивость – направлена против норм воспитания, образа жизни в целом, против тех правил, которые были в его жизни до трех лет.

- Своеволие, своенравие – все хочет делать сам, отказывается от помощи там, где еще мало что умеет.

Второстепенные симптомы:

- Протест, бунт – ребенок находится в стадии войны со всем и всеми.

- Обесценивание – ребенок начинает ругаться, обзываться, употреблять нецензурную брань.

- Деспотизм – проявляет деспотичную власть по отношению к окружающим.

Что могут сделать родители во время кризиса.

  • Не придавайте большого значения упрямству и капризности. Примите это как необходимость.
  • Истеричность и капризность требуют зрителей. Не прибегайте к помощи посторонних.
  • Во время приступа оставайтесь рядом. Дайте ребенку почувствовать, что вы его понимаете.
  • Не пытайтесь во время приступа что-нибудь внушать ребенку. Это бесполезно. Ругать не имеет смысла, шлепки еще сильнее будоражат.
  • Не сдавайтесь даже тогда, когда приступ у ребенка протекает в общественном месте. Чаще всего помогает только одно – взять за руку и увести.
  • Будьте в поведении с ребенком настойчивы. Если вы сказали «нет», оставайтесь и дальше при этом мнении.
  • Постарайтесь схитрить: «Ох, какая у меня есть интересная игрушка!» (книжка, штучка и т.д.). «А что это там за окном..?» - подобные маневры заинтригуют и отвлекут, т.к. у малышей очень подвижное внимание, легко переключаемое. Лучше сделать вид, что вы очень заинтересовались чем-то, восхитились. Акцентируйте эмоции и смотрите только «туда». («Ух ты, вот это да! Какая красота!»). Текста должно быть много, чтобы малыш не успевал вставить свои требования в промежутки.
  • Не надо обращаться непосредственно к плачущему или кричащему ребенку и уговаривать его не кричать – подольете огонь в масло.
  • После истерики, ссоры, когда ребенок успокоился, пожалейте его, объясните, в чем он не прав. Дайте ему понять, что вы любите его любого.
  • Нежелательно использовать авторитарную модель взаимодействия в общении с ребенком. Это может провоцировать приступы негативизма всякий раз, когда отдается строгий приказ: «Не трогай!», «Ешь быстро!» и т.п.
  • Как можно меньше вмешивайтесь и торопите ребенка. Пусть он одевается и раздевается в свое удовольствие (если, конечно, позволяет время). Развивайте самостоятельность! Чрезмерная заботливость неизбежно делает ребенка слишком зависимым от родителей, ведет к серьезным проблемам в дальнейшем – комплексам в общении.
  • Если вы «не заметили» крика, его не следует обсуждать, тем более – наказывать.
  • Можно воспользоваться приемом действия «от противного» - разрешить кричать. «Ты собираешься плакать? Можно, я тебе разрешаю». Кричать он не будет, так как это разрешено. Сам факт дозволенности сбивает ребенка с толку.
  • Если частые приступы капризности, истерики, необходимо давать капли валерианы или пустырника.
  • Если вы на чем-то настаиваете, оставайтесь неприступными, доводите дело до конца. При этом будьте спокойными. Меньше слов – больше дела.
  • Побольше совместных дел. Это может быть и игра, и уборка квартиры.
  • Ребенок должен усвоить с детства, что мама и папа – главные люди в семье. Они принимают решения. Их слово – закон.

Не ждите и не надейтесь, что ваш ребенок будет в точности таким, каким вы его хотите видеть. Такого не бывает. Дети всегда идут своим путем. Поэтому меньше думайте о том, каким ваш ребенок должен быть, а внимательнее смотрите, какой он есть. Думайте, как ему помочь, а не как его исправить.

Онлайн консультация для родителей будущих первоклассников Готовимся к школе вместе

Онлайн консультация для родителей будущих первоклассников "Готовимся к школе вместе".

Проблемы с едой при помощи терапевтической сказки

      Когда дети отказываются от еды, важно выяснить причины и подобрать методы, которые не травмируют их, например, терапевтические сказки.

     Дети могут отказываться от еды по разным причинам: из-за стресса, возрастного кризиса, личных пищевых предпочтений или консервативности вкусов. Чтобы помочь ребенку сформировать новые пищевые привычки, следует действовать осторожно, чтобы не нарушить его границы и не вызвать еще больший стресс. Для этого используйте терапевтические сказки, в сюжете которых проговаривайте проблему ребенка и способ ее решить. Читайте сказки  детям, которые отказываются от еды, дома.

Выясните причины, по которым ребенок отказывается от еды

    Терапевтические сказки подойдут детям в ситуациях, когда они употребляют ограниченное количество продуктов, боятся пробовать незнакомую еду, отказываются есть, балуются и играют с едой, кидаются ею, прячут и выбрасывают, не могут усидеть за столом, скачут на стульчике и в похожих ситуациях. Сказки не помогут в случаях, когда ребенок не хочет есть из-за болезни или когда у него изменился режим и сместилось время приема пищи.

    Необходимо уважать вкусы ребенка. Не стоит пытаться изменить их с помощью сказок или других терапевтических методов, если он уже пробовал новые продукты, но они ему действительно не нравятся, а, например, нравятся родителям. Чтобы понять, нужно ли использовать сказку или в первую очередь нужна консультация психолога  по пищевому поведению, проверьте себя по опроснику. Он поможет выяснить, формируются  ли  правильные пищевые привычки у ребенка.

                 

Подберите терапевтическую сказку

      Используйте готовую терапевтическую сказку или придумайте свою, которая подходит именно под вашу ситуацию. Отдавайте предпочтение сказкам, по которым можно разыгрывать сценки – выбирайте истории с яркими деятельными героями. Если вы используете готовую сказку, оцените, насколько возраст, и ситуация героя похожи на возраст и ситуацию ребенка. При необходимости скорректируйте сказку, например, дайте герою имя, похожее на имя ребенка по звучанию.

Если вы составляете сказку самостоятельно, сделайте главного героя похожим на ребенка. Дайте ему созвучное имя и придумайте сходные условия жизни, похожих родителей. Сформулируйте проблему героя – такую же, как у ребенка. Опишите неудачи и победу героя. Важно, чтобы герой не с первого раза справился с проблемой, но не отступил и позже добился успеха.

Соблюдайте правила чтения терапевтических сказок

    Когда вы читаете терапевтическую сказку, создайте доверительную атмосферу, установите контакт с ребенком. Важно, чтобы он доверял вам и не пугался вас. Не акцентируйте внимание на сходстве ребенка и героя специально, не предлагайте ему попробовать решить проблему точно так же – он должен прийти к этому сам. Помните, что сказка не сработает мгновенно, читайте ее несколько раз. Сочетайте сказки с другими техниками: песочной и игровой терапией, рисуночными методами, метафорическими картами.

    Помните, что сказка не решит всех проблем сама по себе, ее необходимо подкреплять действиями, которые ей не противоречат. Если родители пытаются привить ребенку пищевые привычки и сами не придерживаются этих правил – ребенок, скорее, будет подражать действиями родителей, а не сказочного героя.

     Случаи, когда родители чрезмерно настаивают на приемах пищи – это пищевое насилие для ребенка. Чтобы у него сформировались пищевые привычки, правильные с психологической точки зрения, не следует давить – только выяснять, почему он не хочет есть ту или иную еду.

 

Терапия детских страхов

Освобождение от болезненного состояния страха происходит тогда, когда ребенок чувствует себя принятым и понятым. Эмпатия и принятие дают ребенку возможность усилить самого себя и выявить свой уникальный потенциал. Различные виды арт-терапии («терапии искусством») через движение, рисование, живопись, музыку, импровизацию стимулируют личностный рост ребенка, его психическое развитие и оздоровление.
   Движение в сочетании с осознанием открывают глубокие переживания, которые затем могут быть выражены с помощью цвета, линии, формы или словесных ассоциаций, а может быть даже невербальными способами общения: жестом, мимикой, пантомимикой. Как только ребенок осознает свои переживания, они становятся источником дальнейшего понимания себя и самореализации.
   Психогимнастика, тематические рисунки, ролевые сценки, релаксация с использованием музыкотерапии помогают выявить психологические конфликты детей с окружающими и внутриличностные конфликты, что трудно осуществить в беседе. Образы, цветовая гамма в рисунках на свободную тему, в спонтанных рисунках и в музыкорисовании, в психогимнастике и релаксации отражают подсознательные процессы психики (страхи, фантазии, нарушение эмоционально-волевой сферы, конфликты и межперсональные установки, фрустрированные потребности).
    Через музыкотерапию, психогимнастику и рисунки происходит самоосознание и высвобождение негативных чувств, эмоций, мыслей (невербальные коммуникации могут с большей вероятностью избежать сознательной оценки и критики).
      Для эффективного преодоления страхов у детей можно использовать и такой метод, как игротерапия. Игра – способ выражения чувств, познания и моделирования окружающей ребенка действительности. Игра – это движение, победа, радость, удовольствие… Игра для ребенка – дело серьезное, она, как и рисование, позволяет лучше понять переживания детей, их интересы, потребности, характер, темперамент. Она помогает ребенку приобрести определенные навыки в той или иной деятельности, в том числе в общении, усвоить социальные нормы поведения, доставляет ребенку удовольствие, повышает жизненный тонус, улучшает эмоциональное и физическое состояние. К тому же игра обладает терапевтической функцией, поскольку в ней травмирующие жизненные обстоятельства переживаются в условном, а значит ослабленном виде и, кроме того, происходит их эмоциональное отреагирование – катарсис.
Цель психологически направленных игр состоит в снятии избытка торможения, скованности и страха, возникающих в темноте, замкнутом пространстве, при внезапном воздействии и попадании в новую, неожиданную ситуацию общения. Одновременно это предупреждение неуверенности в себе и застенчивости или их коррекция, если они уже входят в характер ребенка.
    Необходимо отметить и такой способ коррекции страхов, как сказкотерапия. Тексты сказок вызывают интенсивный эмоциональный резонанс как у детей, так и у взрослых. Важно тактично относиться к ребенку и, если он итак напуган, например, Волком или Бабой Ягой, то не стоит читать ему страшные сказки с этими персонажами, тем более на ночь. Психологу (родителю, взрослому) надо так преподать сказку, чтобы ребенок почувствовал себя смелым, сильным и смог побороть страх. Для этого используются сказки, либо придуманные психологом с учетом особенностей ребенка, либо подобранные таким образом, чтобы оказать благотворное действие на ребенка. Сказка дает возможность отреагировать значимые эмоции, выявить внутренние конфликты и затруднения. Во время прослушивания страшных сказок или сказок со «страшными» эпизодами ребенок учится разряжать свои страхи, его эмоциональный мир становится гибким и насыщенным.
      Еще один способ коррекции – музыкотерапия. Давно известно, что музыка оказывает как бодрящее, так и подавляющее, успокаивающее воздействие. Чутко подобранные музыкальные композиции определенным образом успокаивают ребенка, расслабляя и отвлекая его от страха.
    Новизна ситуации с использованием музыки облегчает освоение ребенком приемов аутогенной тренировки, помогающей в дальнейшем контролировать свои эмоции.

    Психогимнастика обогащает эмоциональный опыт ребенка, гармонизирует эмоциональную и нравственную сферу, актуализирует «зону ближайшего развития» личности и создает запас прочности в отношении вероятных эмоциональных и социально- психологических стрессов.
   Танцетерапия – метод психотерапии, в котором сочетаются движения тела и воздействие музыки, которое отвлекает ребенка от страхов, способствует пониманию языка своего тела, умению корректировать чувства и эмоции.
     Ароматерапия – этот древний метод, которым в совершенстве владели наши предки, обрел «новую жизнь» и хорошо зарекомендовал себя. Его можно использовать дополнительно при рисовании страхов, прослушивании музыки и т.д. Ароматерапия нормализует психическое состояние ребенка, улучшает циркуляцию крови, уравновешивает процессы, протекающие в организме, способствует сопротивляемости ребенка вредным воздействиям окружающей среды.
     Системный подход в арт-терапии детских страхов – один из наиболее эффективных методов. Какие бы методы коррекции ни были выбраны (один или несколько), они принесут только пользу ребенку. Легче предупредить развитие патологических страхов в детском возрасте, чем лечить фобии и навязчивые состояния у взрослых. Использование данных методов для профилактики и коррекции детских страхов поможет ребенку легче пройти возрастную обусловленность страхов и переключиться к здоровой, жизнерадостной деятельности, игре.



По материалам книг А.И. Захарова «Что снится нашим детям»,

«Детские неврозы»

Сайт использует сервис веб-аналитики Яндекс Метрика с помощью технологии «cookie». Это позволяет нам анализировать взаимодействие посетителей с сайтом и делать его лучше. Продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с использованием файлов cookie