Советы логопеда
Советы логопеда

Звуковая культура речи как языковая основа овладения речевыми умениями в дошкольном детстве
В период дошкольного детства ребенок овладевает только одной формой речи, устной речью. Устная речь — это речь звучащая, основу которой составляют фонетические средства языка, а именно: его фонетическая система, интонация, ударение.
Овладение звуковой культурой речи в дошкольном детстве личностно и социально значимо, поскольку устная форма речи является для дошкольника единственно возможным средством овладения системой языка, а также единственным средством реализации коммуникативной функции языка.
Усвоение звуковой стороны языка начинается, когда дети начинают понимать слова взрослых и произносить первые самостоятельные слова. Ребенок оказывается способным усваивать звуковую сторону речи в определенной последовательности: сначала интонацию, затем ритм и звуковой состав слова (после одного года). Фонематический слух у ребенка формируется в самом раннем детстве. Овладение детьми звуками речи предполагает совместную деятельность слухового и речедвигательного анализаторов. Дошкольники усваивают не те звуки, которые они хорошо слышат, а те, которые им легче произнести.
Формирование звуковой стороны речи рассматривается не как самоцель, а как одно из необходимых средств воспитания звуковой культуры в целом, развития связной речи и подготовки к успешному овладению письменной формой речи.
Перед педагогом стоят задачи: воспитание у детей чистого ясного произношения звуков в словах, правильного произношения слов согласно нормам орфоэпии русского языка, воспитание отчетливого произношения (хорошей дикции), воспитание выразительности детской речи».
Методы и приемы используемые при формировании ЗКР:
Практические: игры, дыхательные упражнения, образная физкультурная пауза.
Наглядные: показывание картинок, образец правильного произношения.
Словесные: упражнения с включением речевого материала, рассказы, образец правильного произношения.
Для успешного овладения речевыми умениями в дошкольном детстве, проводим следующую работу:
1. Работаем над развитием речевого слуха, артикуляционного аппарата.
2. Проводится работа над развитием речевого дыхания, работа над голосом.
3. Работа над дикцией, орфоэпией.
4. Формирование правильного произношения всех звуков родного языка.
5. Формирование нормального темпа речи.
6. Воспитание интонационной выразительности.
Работа по звуковой культуре речи проводится в различных формах:
· в ООД, могут проводиться как самостоятельные ООД по звуковой культуре речи или как часть ООД по родному языку;
· отдельные разделы работы по звуковой культуре речи включаются в музыкальные занятия (слушание музыки, пение, музыкально-ритмические движения);
· дополнительная работа по звуковой культуре речи вне ООД (различные игры, упражнения в игровой форме и др.).
Одно из условий речевого развития детей – это обеспечение развивающей предметно-пространственной среды.
Мы создали комфортные, благоприятные условия для развития речи дошкольников в самостоятельной и совместной деятельности.
Наша группа оснащена игровым и дидактическим оборудованием, которое включает наглядный и раздаточный материал.
В группе оформили познавательно-речевой центр, где присутствуют разнообразные дидактические игры, д/игры на развитие звуковой культуры речи, настольно-печатные игры, художественная литература.
Так же в уголке содержатся различные пособия для проведения артикуляционных упражнений, комплексы пальчиковых игр; приспособления для развития правильного речевого выдоха, так как дыхательные упражнения повышают энергетическое обеспечение деятельности мозга, и важны в работе над произношением.
Создан центр театрализации. Благодаря театрализованным играм мы можем решать следующие задачи: - вырабатывать правильную и четкую артикуляцию при произношении гласных и согласных звуков;
- развивать речевой слух, укреплять артикуляционный аппарат, связную речь, ее выразительность, обогащать словарь;
- вырабатывать интонационную выразительность, готовить детей к рассказыванию и т.д.
Также создан центр сенсорики, где представлены различные дидактические, настольно-печатные игры, игры для развития мелкой моторики рук.
Музыкальный центр. Используя музыкальные инструменты в своих играх: - дети учатся слышать различные звуки и отличать их по высоте и силе;
- у детей происходит развитие не только музыкального слуха, но и фонематического.
Как заметила в свое время Елизавета Ивановна Тихеева:
«В пустых стенах ребёнок не заговорит»
Таким образом, работа по воспитанию звуковой культуры речи как языковой основой овладения речевыми умениями в дошкольном детстве представляет собой целую систему, осуществляемую с первых дней пребывания ребенка в детском саду. Без специального внимания взрослых развитие звуковой стороны речи детей задерживается, могут сложиться отрицательные речевые привычки, которые очень трудно бывает изжить.
Консультация для родителей младших групп «Речь взрослых – образец для подражания»
Речь взрослого – основное орудие педагогического воздействия и одновременно образец для дошкольников. Почти во всех семьях читают детские сказки, из которых дети узнают о том, какая речь считается вежливой, получают первоначальные сведения о речевых этикетных нормах.
Между тем актуальна проблема утраты «хороших манер», снижение уровня речевой культуры, недостаточного осознания ответственности за сказанное слово. Правильности нашей речи мешают влияние диалектов, просторечия, жаргонов, а также засорение устной и письменной речи ненужными словесными штампами. Путь борьбы с этим - повышение общей языковой культуры людей, интереса к языку. Мы знаем, что в понятие общей культуры непременно входят культура общения, культуры взаимоотношений, доброжелательное отношение к людям. Наша мимика, наши жесты, наша речь, все наше поведение и общение - не всегда на высоте, над многим надо работать. И дается это с трудом.
Грамотная, четкая, чистая и ритмичная речь — не дар природы, она приобретается человеком в детстве, благодаря усилиям родителей и других людей, в окружении которых он растет и развивается. В первый же день своей жизни малыш уже может отличать свой родной язык от незнакомых и узнавать голос матери из множества других голосов. Ведь он слушал и запоминал его, еще находясь в утробе мамы. Они различают не только интонации и ритм, но и личные акценты и другие разговорные особенности. Дело в том, что ребенок не рождается со сложившейся речью.
Овладение речью – это сложный и многосторонний психический процесс. Речь ребенка развивается на основе подражания и воспроизведения образцов речи взрослых Важнейшим условием для того, чтобы ребёнок овладел правильной речью, является та речевая атмосфера, в которую он погружён с первых дней своего существования. Поэтому для овладения грамотной речью неоценимо важна роль семьи. Дети дошкольного возраста, подражая окружающим, перенимают не только все тонкости правильного произношения, словоупотребления, построения фраз, но также и те несовершенства речи, которые встречаются у взрослых.
Некоторые недочеты речи взрослых:
- торопливость речи (ускоренный темп делает ее нечеткой, смазанной, трудной для восприятия), лучше, если речь протекает в слегка замедленном темпе;
- невнятность произношения, неточность произнесения отдельных звуков или слов;
- монотонность речи (она утомляет слушателей, снижает интерес к содержанию);
- повышенная громкость голоса (преходящая в крик);
- употребление в речи слов-паразитов (это, эт самое, короче);
- побуквенное произнесение некоторых слов (что, вместо што);
- частое употребление слов с уменьшительно – ласкательными суффиксами (Леночка, вымой ручки);
- в общении с детьми подлаживание под речь детей, сюсюканье.
Голос – важнейший элемент речи. Взрослый должен уметь изменять характеристики своего голоса с учетом ситуации общения, разных режимных моментов. С помощью голоса родитель должен уметь донести до детей определенные требования и добиться их выполнения.
Дикция – четкое и ясное произнесение звуков речи. Дикция является одним из обязательных элементов культуры речи, поскольку речь взрослого является образцом для детей. Нечеткая артикуляция приводит к невнятной речи и затрудняет понимание говорящего, а так же дети начинают подражать неправильной дикции взрослого. Выразительность – еще один элемент речи. Выразительная речь наполнена эмоциональным содержанием, это обусловлено спецификой устной речи, в которой особое значение приобретают интонация, жесты, мимика.
Для устной речи очень важным является правильное использование интонационных средств выразительности:
✓ логического ударения (выделение из фразы главных по смыслу слов или словосочетаний путем повышения или понижения голоса, изменения темпа);
✓ пауз, мелодичности речи (движения голоса в речи по высоте и силе);
✓ темпа (количество слов произнесенных за определенную единицу времени).
Интонация делает речь живой, эмоционально насыщенной, мысль выражается более полно, закончено.
Следующий компоненты культуры речи – объемный словарный запас, а так же грамотность построения фраз. Словарь взрослого должен быть не только богатым и точным, слова взрослые должны произносить грамотно, правильно ставить в словах ударение. Нужно чаще употреблять слова, которые обозначают цвета, оттенки цвета, материал, форму, величину предметов и др.
Таким образом, общаясь с детьми, взрослый должен обратить внимание на следующее:
- правильно произносить все звуки родного языка, устранять имеющие дефекты речи, то есть иметь хорошую дикцию;
- использовать в своей речи правильное, литературное произношение слов;
- стремиться правильно использовать интонационные средства выразительности с учетом содержания высказывания;
- в общении с детьми пользоваться речью слегка замедленного темпа, умеренной громкостью голоса.
Не допускать в разговоре с детьми повышенного тона, грубых выражений. В общении с детьми, взрослый не должен загромождать свою речь непонятными словами, сложными оборотами, длинными фразами. Речь лучше воспринимается детьми, если она состоит из коротких фраз.
Так же при общении с детьми необходимо следовать некоторым психологическим принципам:
✓ принимать ребенка таким, каков он есть;
✓помнить, что каждый человек самобытен и верить в способности воспитанников;
✓ стимулировать их творческую активность;
✓ уважать личность детей, создавать ситуацию успеха для каждого;
✓ не унижать достоинства ребёнка;
✓ не сравнивать детей друг с другом, сравнивать только результаты действий;
✓ помнить, что любой может ошибаться;
✓ не забывать, что каждый волен иметь свое мнение, никто не имеет права смеяться над суждениями окружающих.
От культуры речи родителей зависит культура речи детей. Помня об этом, родители должны непрерывно совершенствовать свою речь.
Консультация для педагогов и родителей «Развитие речи у детей дошкольного возраста в игре»
Игра на занятиях и в режимных моментах необходима для снижения психических и физических нагрузок. Также очень важно вовремя исправлять недостатки речи, так как труднее это сделать впоследствии, когда они укрепятся. Ведь дошкольный возраст – это время энергичного развития речи и, в частности, овладение правильным звукопроизношением.
Одной из важных задач в воспитании и обучении детей дошкольного возраста в детском саду - это развитие речи. Это общая задача состоит из ряда специальных, частных задач: воспитания звуковой культуры речи; обогащения, закрепления и активации словаря; совершенствование грамматической правильности речи; формирования разговорной (диалогической) речи; развития связной речи; воспитания интереса к художественному слову; подготовки к обучению грамоте.
Важными условиями для выполнения этой задачи и для улучшения качества воспитательно-образовательной работы в детском саду является совершенствование процесса обучения. Хорошо известно, что развитие речи, реализуемое только в форме фронтальных занятий, не даст желаемого результата. Работу по речевому развитию необходимо активно проводить в повседневной жизни детей в детском саду и семье. Особой формой общественной жизни дошкольников является игра, в которой они по желанию объединяются, самостоятельно действуют, осуществляют свои замыслы, познают мир.
Игра в дошкольном возрасте – ведущая деятельность детей. Она пронизывает всю их жизнь, является источником обширной информации, методом обучения и воспитания ребят. Существует прямая связь между эмоциональным состоянием ребенка и интенсивностью протекания его психических процессов: мышления, речи, внимания, памяти.
Игра дошкольников:
• побуждает детей к общению друг с другом;
• способствует закреплению навыков пользования инициативной речью;
• способствует совершенствованию разговорной речи; способствует обогащению словаря;
• оказывает влияние на формирование грамматического строя языка.
Игры, в которые обычно играют дети дошкольного возраста можно разделить на три основные группы:
Первая группа – это подвижные игры.
Вторая группа – это творческие ролевые игры, игры драматизации
Третья группа – это дидактические игры.
У всех видов игр есть единая задача – умение самостоятельно организовывать разнообразные игры, договариваться, выполнять установленные правила игры. Здесь развитие речи играет главную, основную роль.
Подвижные игры.
Дети играют в подвижные игры в помещении и на воздухе во время прогулок. Подвижные игры способствуют воспитанию сообразительности, наблюдательности, внимания, воображения, быстроте мысли. Подвижные игры положительно влияют не только на двигательную деятельность детей, но и на развитие чувств и эмоций, поскольку радость движений усиливается наличием юмора, шуток, возможности самовыражения. Азарт задают детям считалки, зачины, жеребьевки.
В младших группах детям нравятся игры, сопровождающиеся рифмованным текстом и ритмичными движениями. Например: «Курочка – хохлатка», «Лохматый пес», «Зайка».
Более старшие дети очень любят хороводные игры, эмоционально воспринимают всевозможные присказки и другой текст, предваряющий игру, являющийся как бы завязкой ее. Например: «Гуси – гуси…», «Теремок», «Мышеловка». Применение считалок в распределение ролей, в подвижных играх, хорошо влияет на динамику постановки дикции.
Что должен знать воспитатель о методике проведения подвижных игр с целью воспитания развития речи детей:
• Нужно хорошо знать текст и соответствующие движения.
• Воспитатель произносит слова отчетливо, выразительно, выделяя ритмический рисунок, но не утрируя его, ни в коем случае не переходя на чтение по слогам.
• Потешки и прибаутки родственны песне, но это не значит, что их надо произносить на распев. Важно добиться некоторой певучести, напевности.
• Предварительно разучивать текст с детьми не следует, они постепенно запоминают его в процессе игры. Вначале они будут проговаривать отдельные слова, затем усвоят весь текст. Позднее, когда дети освоятся с движениями, следует обращать внимание на чистое и выразительное произнесение ими текста, не допускать крика в тех случаях, когда возрастает эмоциональный подъем.
• Произносить текст нужно звонким, достаточно высоким голосом, так как это более естественно для детей. Однако не следует допускать, чтобы дети говорили утрированно высоким голосом.
Во всех возрастных группах подвижные игры, организуемые воспитателем со всей группой или с небольшой подгруппой, должны быть интересными для детей, проходить живо, эмоционально, непринужденно.
Творческие ролевые игры и игры – драматизации.
Творческие ролевые игры и игры – драматизации, театрализованные игры тесно связаны между собой. В основе тех и других лежит отображение событий, действий и отношений между людьми. Однако театрализованные игры основаны на драматизации литературных произведений. Театрально – игровая деятельность обогащает детей новыми впечатлениями, знаниями, умениями, развивает интерес к литературным произведениям и театру, формирует диалогическую речь, активизирует словарь, способствует нравственно – этическому воспитанию каждого ребенка.
В младших группах воспитатель разыгрывает знакомые детям сказки, стихотворения, небольшие рассказы с помощью настольного театра или фланелеграфа. Например, сказка «Репка» иллюстрируется с помощью плоскостных кукол. А с веселым Петрушкой, даже не прячущимся за ширмой, дети охотно здороваются за руку, отвечают на его вопросы.
С детьми третьего и четвертого годов жизни, воспитатель разыгрывает простейшие сюжеты знакомых сказок, призывая детей повторять отдельные фразы главных героев или коротенькие песенки. Например, показывая детям настольный театр «Колобок», воспитатель предлагает детям вместе с колобком спеть песенку.
Дети пятого и шестого годов жизни уже, как правило, знают и любят изменять голос, проговаривать слова в заданном темпе, хорошо запоминают текст. Простой, короткий, выразительный текст помогает ребенку поставить себя на место изображаемого героя.
Сюжетно – ролевые игры занимают ведущее место в самостоятельной деятельности детей. Дети дошкольного возраста отличаются большой эмоциональностью. Содержательная и эмоциональная сторона взаимоотношений детей находит свое выражение в жестах, в мимике и в совершенствовании речи.
Уровень развития речи во многом определяет умение вступать в контакт с детьми и поддерживать его.
Ребенок с хорошо развитой речью свободно может пригласить товарища в игру, передать другому соответственный замысел игры, договориться о распределении ролей, материала, самостоятельно разрешить возникающие конфликты.
Для всех перечисленных выше игр, необходима правильная организация. Речь в повседневном общении, чтение, декламация которые ведет сам воспитатель, вначале служат первыми образцами для подражания.
Все дети без исключения любят играть, а в игре у детей активизируется речь при общении и решении спорных вопросов. При этом у них развивается способность аргументировать свои утверждения, доводы.
Заканчивая любую из игр, воспитатель, должен поддержать интерес к дальнейшей игре: «А в следующей раз, мы будем играть еще интереснее…».
Дидактические игры.
Дидактические игры не случайно заняли прочное место среди методов обучения и воспитания детей, развития их самостоятельной игровой деятельности. Любая дидактическая игра ставит целью обогатить чувственный опыт ребенка, развить его умственные способности (умение сравнивать, обогащать, классифицировать предметы и явления окружающего мира, высказывать свои суждения, делать умозаключения).
Особое внимание нужно уделять дидактической игре, так как она имеет большое значение для воспитания. Кроме речевого развития, в игре осуществляется познавательное развитие, так как дидактическая игра способствует расширению представлений об окружающей действительности, совершенствованию внимания, памяти, наблюдательности и мышления.
Задача воспитателя заключается в том, чтобы вызвать у детей интерес к игре, подобрать такие варианты игры, где дети смогли бы активно обогатить свой словарь.
Главное назначение игр – развитие ребенка, коррекция того, что в нем заложено и проявлено, вывод ребенка на творческое, экспериментальное поведение. Дидактическая игра развивает речь детей: пополняет и активизирует словарь, формирует правильное звукопроизношение, развивает связную речь, умение правильно выражать свои мысли.
Главное место в игре надо отводить работе со звуком, предложением. Опыт показывает, что необходимо достаточно времени уделять звуковому восприятию слова, формируя фонетический и речевой слух ребенка. У многих детей есть дефекты произношения. Наличие даже слабовыраженных дефектов в фонематическом развитии создает серьезные препятствия для успешного усвоения ребенком программного материала по чтению и письму, так как оказываются недостаточно сформированными практические обобщения о звуковом составе слова.
Словесные игры построены на словах и действиях играющих. В таких играх дети учатся, опираясь на имеющиеся представления о предметах, углублять знания о них, так как здесь требуется использование приобретенных ранее знаний в новых связях, в новых обстоятельствах. Дети должны самостоятельно решать разнообразные мыслительные задачи: описывать предметы, выделяя их характерные признаки, отгадывать по описанию, находить признаки сходства и различия, рассуждать.
В младших и средних группах игры со словами направлены в основном на развитие речи, воспитание правильного звукопроизношения, уточнение, закрепление и активизация словаря, развитие правильной ориентировке в пространстве.
В старшем дошкольном возрасте, когда у детей начинает активно формироваться логическое мышление, словесные игры чаще используют в целях формирования мыслительной деятельности. Эти игры поводят во всех возрастных группах, но особенно они важны в воспитании и обучении детей старшего дошкольного возраста, так как способствуют подготовке ребят к обучению в школе: развивают умение слушать педагога, быстро находить нужный ответ на поставленный вопрос, точно и четко формулировать свои мысли. С помощью словесных игр у детей улучшается речь и речевое общение, так как в каждой словесной игре одной из первых задач является развитие связной речи.